Безопасность детей в Сети все чаще и чаще беспокоит родителей. Если ребенок пользуется Интернетом, как его обезопасить? Статистика весьма неутешительна.
Один из опросов агентства Childwise установил, что у трех из четверых детей в возрасте от пяти до шестнадцати лет (73%) есть доступ в Интернет из спальни или с телефона или с планшета, с компьютера, а у 10% из них не было настроек приватности для просмотра личных данных. В отчете, подготовленном Национальным обществом предупреждения жестокого обращения с детьми (NSPCC), сказано, что почти четверть детей в возрасте одиннадцати-двенадцати лет, у которых есть странички в социальных сетях, сильно огорчалась из-за
К сожалению, родители часто не следят за детьми так тщательно, как следовало бы. Только 32% из них считают себя «очень уверенными» в безопасности детей при пользовании Интернетом. В реальной жизни мы следим за нашими чадами гораздо более внимательно, чем в виртуальной реальности, хотя Интернет таит для них много опасностей. Мы запрещаем детям разговаривать с незнакомцами, но зачастую это не касается онлайн-пространства.
Пользование девайсом — это всегда очень изолированное занятие, в отличие от просмотра телевизора или игры на детской площадкой, где за детьми легко следить. Когда ребенок сидит перед экраном планшета, родители обычно не знают, что он там делает. Они оставляют его одного, потому что он притих, и спешат заняться своими делами.
Мир Интернета сравним с центральной улицей мегаполиса. Не отпускайте детей бродить по ней в одиночку, крепко держите их за руку и будьте всегда рядом!
Дети 4-11 лет не должны общаться с незнакомцами в Сети, но иногда, несмотря на все старания родителей, они общаются с ними на форумах или в групповых чатах онлайн-игр. Важно объяснить, что если они не знают кого-то в реальной жизни, то человек все еще считается незнакомцем, даже если они разговаривают онлайн. Маленьким детям бывает очень сложно это понять.
Виртуальные отношения могут развиться очень быстро. Такие контакты происходят в мессенджерах и по электронной почте.
Мальчики и девочки говорят своим виртуальным друзьям такие вещи, которые никогда не осмелились бы произнести в реальной жизни, и очень быстро выдают личную информацию. Родителям нужно объяснить, что виртуальное общение — не то же самое, что встреча в парке отдыха или на школьном дворе: неизвестно, кто сидит по ту сторону экрана на самом деле. Прежде чем
Груминг — это процесс, во время которого
Но рассказать об опасных незнакомцах в интернет-пространстве и поговорить с детьми о груминге (на языке, соответствующем их возрасту) абсолютно необходимо. Просветите их как можно раньше. Объясните, что в Интернете люди часто оказываются не теми, за кого себя выдают. Дети склонны думать, что социальные сети — это конкурс популярности, поэтому чем больше людей будет у них в подписчиках, тем лучше. Но они не должны принимать запросы в друзья от того, кого они не знают в реальной жизни. Дети, желательно с вашей помощью, должны также проверять запросы от тех, кого они знают, чтобы убедиться, что аккаунт настоящий.
Поговорите с ними об информации, которую они выдают людям, общаясь в Интернете. Ребенок не должен называть свое полное имя, домашний адрес, электронную почту, номер телефона или номер школы людям, которых не знает в реальной жизни. Убедись, что никнейм ваших детей не намекает на то, как их зовут на самом деле. Объясните, что все, что они выкладывают онлайн — имя пользователя, фотографии или комментарии, — воссоздает их образ, поэтому люди могут их узнать. Если бы к вашему ребенку на игровой площадке подошел незнакомец и спросил его имя или адрес, ваш сын или дочь ни за что не выдали бы эту информацию, а в виртуальном мире такое случается довольно часто.
Крайне важно, чтобы родители разговаривали со своим ребенком и всегда были начеку. Пусть он покажет вам все сайты, на которые заходит, когда пользуется Интернетом. Объясните, что когда он находится онлайн, ему нужно действовать, как детективу. Откуда он знает, что человек действительно того возраста, который назвал? Что он знает об этом человеке? Видел ли он
В Интернете нет опознавательных знаков, и мы не знаем, кому можно довериться, если мы потерялись. В реальной жизни дети могут бояться подойти к взрослому, а в Интернете они беззаботно общаются со всеми. Мы не можем полагаться на оценку и суждение в виртуальном пространстве, потому что там ничего нельзя проверить. Нужно внушить детям, что нет верного способа узнать, кем являются их собеседники на самом деле. Самая безопасная установка: не общайся с
Случается, что дети отправляют друг другу непристойные фотографии, но порой их родители не знают или ничего не хотят об этом знать. Они считают, что это подростковая проблема и их дети таким заниматься не станут или такое с ними не случится. У детей в этом возрасте нет эмоциональной зрелости, чтобы справиться с последствиями от отправки или публичной доступности их интимных фотографий, и впоследствии дети серьезно от этого страдают.
Если вы даете ребенку телефон с камерой, вы должны установить правила до того, как он начет им пользоваться. Может, это прозвучит чересчур драматично, но вы, именно ВЫ, вручаете ребенку средство для совершения разрушающих и необратимых действий. Большинство детей интуитивно знают, что не стоит отправлять
Дети осознают публичность Интернета, только когда попадаются на
Дети должны задуматься, прежде чем отправлять свои фотографии в Интернет, они должны понимать: если
За последние пять лет на телефон доверия для детей стало поступать на 88% больше звонков об онлайн-запугивании. Иногда речь шла даже о семилетних малышах. Около трети этих детей сообщили об акте агрессии во время онлайн-игр или в социальных сетях. Американское исследование выяснило, что 87% из 1502 детей в возрасте от десяти до восемнадцати лет, которых они опросили, были свидетелями киберзапугивания. Его последствия могут быть особенно серьезными для младших школьников. У них нет еще эмоциональных ресурсов, чтобы справиться с разрушительным эффектом агрессии, особенно в виде критических или оскорбительных комментариев, которые публикуются в социальных сетях. Часто онлайн-агрессия проявляется в виде критики постов или фотографий ребенка. Такой тип нападок основан на стремлении пристыдить и может иметь трагические психологические последствия. Когда на детей нападают в Интернете, им кажется, что от этого никуда не скрыться. Эта агрессия не ограничивается игровой площадкой и может настигнуть их, где бы они ни были, в любое время дня и ночи.
Многие родители думают, что киберагрессия может коснуться других детей, но только не их собственных. По роду деятельности я общаюсь с большим количеством средних школ, и в каждой из них были проблемы среди учеников, связанные с киберагрессией или секстингом. Из разговоров с множеством завучей я знаю, что это происходит с мальчиками и девочками каждый учебный год. Это совсем не редкое явление, на которое родителям можно закрыть глаза, — это происходит повсеместно. Если ваш ебенок не испытал такое на собственном опыте, он точно знает кого-то, кто испытал.
Существуют приложения, в котором пользователи могут делать анонимные комментарии о других пользователях, и кого-то уже выбрали жертвой и атаковали. Это показывает, что эта проблема также касается и детей, и подростков, поэтому родителям нужно быть начеку. Важно поговорить с ребенком о киберагрессии так же, как вы говорите с ним о нападках в реальном мире. Расспросите, что он видел или читал в Сети, обсудите, как это может кого-то обидеть. Важно назвать это агрессией, потому что из-за анонимности компьютерного экрана вместо общения лицом к лицу многие дети этого не понимают. Попросите ребенка представить себя на месте другого. Как бы он себя чувствовал, если бы кто- то сказал такое о нем?
Дети (и многие взрослые) думают, что они могут говорить в Сети что угодно, не заботясь о последствиях, например о том, что их высказывание может кого-то ранить. Однако мы должны учить наших детей с ранних лет задумываться, прежде чем
Они могли бы сказать на игровой площадке то, что собираются напечатать? Порадовался бы их учитель или родитель, прочитав комментарий, который они собираются оставить?
Если вашего ребенка обвиняют в киберагрессии:
Не отнимайте у ребенка смартфон или планшет, ему нужно научиться пользоваться социальными сетями и Интернетом ответственно и безопасно, поэтому ваш запрет ничего не решит и даже может спровоцировать подобную ситуацию снова. (Единственный случай, когда я советую полностью отобрать все гаджеты, — это если ваш ребенок действительно сильно провинился. Тогда вы можете запретить ему пользоваться его цифровым устройством или отобрать его на некоторое время, но нет такого проступка, за который стоит отбирать его навсегда.)
Киберагрессия означает, что ребенок еще недостаточно созрел эмоционально, чтобы пользоваться Интернетом или социальными сетями. Ограничьте или сократите его время онлайн. Все, что он публикует, должно проходить вашу проверку. Как только вы убедитесь в том, что он усвоили урок, верните его привилегии обратно.
Обсудите, как мог себя почувствовать человек, к чьей фотографии или публикации были оставлены неприятные комментарии. Попробуйте объяснить ребенку, что слова могут стать очень сильным оружием.
Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в киберагрессии — в качестве обидчика или жертвы, — вам следует сообщить об этом в школу, где он учится, если в этом участвуют другие дети из той же школы. Сегодня в каждой школе есть политика безопасного пользования Интернетом, и это должно помогать справляться с подобными ситуациями. Также в школе часто проводятся психологические консультации для детей, столкнувшихся с серьезными нападками. Вы также можете записаться на прием к психотерапевту в поликлинику.
По материалам:
© Элизабет Килби Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире. — СПб.: Питер, 2019. https://psyfactor.org/lib/grooming-child.htm