Одной из глобальных проблем человечества на современном этапе развития является экологическая проблема, вследствие серьезного загрязнения природных сред отходами жизнедеятельности человечества из-за «варварского» ее характера: атмосферы, пресных вод, океана; радиоактивное загрязнение, разрушение почв, обеднение растительного и животного мира и т.д.
Принимая во внимание сложность современных экологических проблем, масштаб влияния человеческой деятельности на окружающую среду, неоднозначности при оценке рисков, отдаленных и косвенных последствий этой деятельности, становится очевидным важность и необходимость экологического образования и воспитания человека.
Базовые принципы для регулирования правоотношений в сфере экологического образования определяет федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние на окружающую среду.
Экологическое образование - это процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые способствуют выполнению обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения.
Главная цель экологического образования — становление экологической культуры личности и общества посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
Из этой цели вытекает и необходимость воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.
Однако, большинство учащихся не имеют системных представлений о экологической безопасности, в частности, из-за отсутствия отдельного учебного предмета по экологии.
С экологическим образованием неразрывно связано экологическое воспитание, основной целью которого является формирование экологической культуры личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите . Развитие экологической культуры является одной из главных задач общего образования школьников.
В этой связи школа должна формировать и развивать экологическое мышление личности, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формировать основы экологической культуры, осуществлять подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Экологическое образование в школе предусматривает целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, в процессе которого формируются личностные и общественно значимые качества учащихся за счет усвоения экологических норм, правил, позволяющих понять многообразие и ценности природы, а также овладение знаниями и умениями по защите, уходу и улучшению природной среды, то есть приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения. Соответственно у учащихся должна быть сформирована социально активная жизненная позиция в части заботливого отношения к окружающей среде.
В настоящее время учебный план не предусматривает выделения учебных часов на ведение отдельного предмета «Экология», поэтому проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии, химии, в средних и старших классах, внеурочной деятельности.
Тема экологии неразрывно связана с любыми темами биологической программы, ибо совершенно невозможно описывать растительный и животный мир и их отдельных представителей вне связи со средой обитания. Точно так же невозможно говорить о здоровье человека без учёта его жизнеобеспечения, создаваемого факторами природного и антропогенного происхождения.
Понятие «экологическая культура» - это культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанная с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении, соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеурочной деятельности и во внеклассной работе по предмету.
В МБОУ « СОШ №12 г. Челябинска» накоплен определенный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся.
По-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. Проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии в средних и старших классах общеобразовательных школ, элементы экологических знаний и часть времени отведено на решение биологических задач с экологическим содержанием.
При этом на уроках биологии у детей формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
В старших классах школы на уроках биологии формируются представления об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере: формируется способность оценивать последствия деятельности человека в природе, осознается необходимость действий по сохранению биоразнообразия действий и местообитаний видов растений и животных.
В целом важное место в воспитательной системе школы занимает формирование у учащихся экологической культуры. В школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, при этом реализуются разнообразные формы деятельности в области экологического образования и воспитания.
В работе педагогов школы, в качестве главной цели, обозначено формирование у учащихся достаточно развитой способности экологического мышления, которое проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательной для природы последствий деятельности человека, а также повысить интерес к предмету и как следствие этого- повышение качества знаний и уровня подготовки к итоговой аттестации.
Для достижения поставленной цели и результата мною ставятся следующие задачи:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- способствовать развитию творческого мышления учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую и проектную учебную деятельность, которые стимулируют учащихся на самостоятельное получение знаний с учетом их интересов, особенностей и возможностей.
- формирование у школьников представлений об активном и здоровом образе жизни.
В своей работе педагоги придерживаются принципа единства обучения и воспитания, метапредметности, как основного условия достижения высокого качества образования, использую личностно-ориентированную модель образования, что помогает поддерживать стабильно высокие результаты в обучении биологии.
На уроках и во внеурочной деятельности используются такие виды работы, как индивидуальная работа, работа в группах с последующим обсуждением.
Количество часов, отведенных программой на изучение курса биологии, недостаточно для получения учащимися экологического образования. Поэтому активно реализуется внеурочная, внеклассная и внешкольная деятельность в процессе экологического обучения и воспитания учащихся.
Основными формами проводимой в школе внеурочной и внеклассной работы являются: различные конкурсы, викторины и олимпиады по экологии, участие в экологическом марафоне, предметная неделя по биологии, курс «Экология» , конкурс рисунков, плакатов, экокалендарь, экопраздники, экологические субботники, а так же групповая и индивидуальная исследовательская и проектная деятельность, участие в научно-практических конференциях разного уровня, активное участие в эковолонтерском движении. Ежегодно, в составе ГОЛ есть профильная смена «Юный эколог».
Во внеурочной деятельности ведется курс «Экология» в 10-11 классе, программа предусматривает 68 часов, 2 года обучения.
Следует отметить, что исследовательская и проектная деятельность – важное звено в развитии экологической культуры обучающихся. Целый ряд проектов отмечен на различных конкурсах.
Результаты работы в плане экологического образования и воспитания можно проиллюстрировать достаточно высокими достижениями наших учащихся за последние годы:
-учащиеся школя являются участниками , призерами олимпиад по экологии и биологии;
-среди выпускников ежегодно есть дети, которые поступают на профильные специальности;
-неоднократные призеры Экомарафона;
-постоянное участие в благотворительных акциях , в рамках эковолонтерства: сотрудничество с Фондом зоозащиты, зоопарком, питомниками животных;
-два раза в год школа проводит сбор макулатуры, участвуем в сборе вторсырья.
Внеклассная деятельность учащихся включает так же работу на пришкольном участке. Весной производится посев цветковых культур, высадка в клумбы рассады, а осенью организуется сбор семян цветковых растений (бархатцы, петуньи, шафраны, астры) для будущего посева. В осенне-зимний период проводится акция «Накормите птиц зимой», на пришкольном участке развешиваются кормушки для зимующих птиц.
В кабинетах и коридорах школы много цветов. Эти растения улучшают среду закрытых помещений. К уходу за растениями привлекаются учащиеся 7-8 классов. Отдельно необходимо уделить внимание патио на территории школы, которое ежегодно занимает призовые места в конкурсах экологической направленности городского, регионального и федерального уровня.
Вышеизложенное приводит к заключению, что экологическое воспитание на уроках биологии, во внеурочной и внеклассной деятельности, вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий экологической направленности – все это развивает интерес учащихся к изучению предмета, дополняет и расширяет знания в области охраны окружающей среды, им прививаются системные представления об экологической безопасности, воспитывается бережное отношение к окружающему нас миру.